ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Значимость универсальных идей

Подобное развитие событий связано с проблемой дефицита объединяющих ценностей в современном обществе. Мы склонны считать общественные или моральные ценности чем-то само собой разумеющимся и называем эти ценности «внутренними» или «фундаментальными», имея в виду некую их независимость от внешних условий. Однако ни о какой независимости не может быть и речи! Если бы общественные ценности были чем-то заданным (как являются заданными рыночные ценности в рамках экономической теории), то достичь состояний, близких к равновесным, не составляло бы труда. Но дело обстоит иначе.

Однако не все так плохо. Действительно, развитие глобальной, основанной на сделках экономики ослабило внешние ограничения, накладываемые сообществами; действительно, забота о собственных интересах считается сегодня чуть ли не добродетелью — и все же некие внутренние сдерживающие факторы существуют и будут существовать всегда. Пусть многие забыли, что они не только чьи-то конкуренты, ничего не замечающие вокруг себя, но еще и люди — когда-нибудь они об этом вспомнят. Эта трансформация совершилась совсем недавно, и отнюдь не полностью. Хотя мы ближе, чем когда-либо, подошли к обществу, основанному на сделках, в чистом виде такое общество существовать не может. В людях, как мне представляется, изначально заложена потребность в общественных ценностях. Как разумные существа они не могут не понимать, сколь преходяще их бытие, сколь короткий срок им отмерен. Они нуждаются в ценностях, лежащих за пределами человеческого «я». Даже когда человек действует исключительно в личных интересах, ему хочется думать, что он руководствуется некими внеличностными принципами. Как заметил Анри Бергсон, у морали может быть два источника — племенные традиции и универсальное человеческое начало. Именно оно — тот якорь, который так необходим открытому обществу. Я постараюсь развить эту мысль в следующей главе.

Открытое общество как универсальная идея предполагает свободу, демократию, верховенство закона, права человека, социальную справедливость и социальную ответственность. Одним из препятствий на пути к принятию открытого общества в качестве общей цели является широко распространенная неприязнь к универсальным идеям. Я обнаружил это после того, как создал сеть моих фондов, и, честно говоря, меня это открытие удивило. Создавая эту сеть, я без труда находил людей, вдохновляемых принципами открытого общества, даже если они называли его как-то иначе. Мне не нужно было объяснять им, что я подразумеваю под открытым обществом: все понимали, что оно является противоположностью закрытого общества, в котором им приходится жить. А вот на Западе я встретил меньше понимания. Поначалу я думал, что люди Запада недостаточно сообразительны, чтобы распознать открывшиеся перед ними исторические возможности, но в конце концов вынужден был прийти к заключению, что они совершенно искренни в своем равнодушии к открытому обществу как к универсальной идее и потому не желают прилагать особых усилий, чтобы помочь бывшим коммунистическим странам в осуществлении перемен. Меня ввела в заблуждение пропаганда времен холодной войны. Все тогдашние разговоры о свободе и демократии были в первую очередь пропагандой.

Дата: 18 марта 2015



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами