ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Юкио Мисима

Наиболее ярким представителей японской литературы XX века является Юкио Мисима. Одиозная биография Мисима, чей жизненный путь завершился осенью 1970 г. трагическим фарсом ритуального харакири, привлекает внимание отнюдь не только литературоведов. Вот уже несколько лет социологи, историки, психологи пытаются определить, что толкнуло этого незаурядного писателя на стезю воинствующего милитаризма. В работе К. Рехо на материале важнейших романов и повестей Мисима - от «Золотого павильона» до трилогии «Море изобилия» - прослеживается эволюция кредо Мисима: от проповеди «искусства для искусства» к эстетике жертвенности, к апологии самурайского кодекса чести «бусидо», к открытой декларации расовой исключительности японцев и их превосходства над прочими народами мира. Указывая на опасность разрастания злокачественной опухоли национализма, К. Рехо говорит о необходимости поиска реальных гуманистических ценностей в литературе.
Без преувеличения можно сказать, что отправной точкой современной японской прозы явился психологический роман и, в частности, японская разновидность эго-беллетристики («ва-такуси сёсэцу»). Иллюстрируя существенные перемены, происшедшие в этом жанре после войны, автор исследования показывает, как праздному самоанализу романов Macao Кумэ, Акацуки Камбая-си, Кадзуо Одзаки противостоит глубинный, внутренний реализм Тэцуо Миура и его последователей.
Любопытен и такой японский жанр, как «роман нравов» представленный в произведениях Бунроку Сиси и Фумио Нива. Упрощенное бытописательство и обилие мелодраматических сюжетных ходов превращают «роман нравов» в разновидность «массовой литературы», своего рода моралистский ширпотреб, предназначенный для удовлетворения запросов потребителя любого пола и возраста.
Переходя к характеристике модернистской прозы, К. Рехо связывает ее развитие с увлечением японской интеллигенции западными кумирами: Фрейдом, Джойсом, Прустом, Хайдеггером, Сартром, Камю и отход от Моно-гатари. Кризис индивидуального сознания, порожденный распадом нравственных ценностей буржуазного общества, со всей силой проявился в жизни послевоенной Японии. Особого внимания заслуживает разъяснение причин необычайной популярности идей экзистенциализма в современной японской литературе: «Положение о беспомощности разума, отказ от объективного познания и преобразования реальности, отношение к существованию как к „бытию для смерти" легко согласовывались с мистикой эзотерического буддизма, пустившего глубокие корни в сознании японцев». В самом деле, дзэнская концепция пассивной экзистенции, сдобренная привнесенным с Запада отрицанием нравственных устоев общества потребления, явилась спасительным прибежищем для многих деятелей культуры, чьи идеалы сгорели в пламени войны, погибли под обломками рухнувшего здания «великой японской империи».

Дата: 05 марта 2016



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами