ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

В условиях нишевого самоопределения

Если в условиях нишевого самоопределения выбор каждого окажется настолько уникальным, что о единой культуре нельзя будет вести речи, это будет значить только то, что все считавшееся общезначимым долгое время, никогда не имело ценности для всех. Что само понятие «общей» культуры сформировано искусственно, и правы те, кто вслед за Вином Кросби утверждают: «Люди не изменились, они всегда были “фрагментированы”. Изменяются их привычки в потреблении информации. Они просто удовлетворяют свои специфические интересы... Фрагментов столько же, сколько людей. Так было и будет». Быть может, мы попросту боимся обнаружить, что, для того чтобы иметь общую жизнь, социум, культуру, мы попросту слишком различны?

Может ли это и вправду оказаться так? Кто знает... Впрочем, люди объединялись в общества и создавали свои целостные культуры тысячелетиями, из поколения в поколение они их подцерживали, сохраняли, передавали — очевидно, находя для этого некоторые основания в себе самих. История едва ли сможет предоставить примеры того, как целая цивилизация впала в состояние коллективного отчуждения. Конечно, условия для этого отчуждения никогда еще и не были такими благоприятными, как сейчас, но, похоже, стремление к значительному, великому, а вместе с ним — к объединяющему все же заложено в самой природе человека. На эту природу и можно было бы возложить надежды, заключив, что, коль скоро основания для культурного и социального объединения коренятся внутри нас, никакие изменения в медиапространстве по определению не способны на корню уничтожить стимулы к развитию, взаимодействию, выходу за пределы себя самого...

Вот только что же с музыкой? Тревогу за ее судьбу стоило бы унять так же, как за судьбу культуры вообще — воспев веру в человека и на этой оптимистической ноте закончив. Если бы не одно но.

Цифровая эпоха не оставляет неизменным и человека тоже. Кроме всех вышеописанных она несет с собой еще одну специфическую проблему, возможно, гораздо более значимую, чем все те, что созданы напряжением между иерархическим/сетевым, принудительным/добровольным, массовым/ фрагментированным. Проблему, связанную с глубинным изменением самого человеческого сознания, ставящую под вопрос будущее взаимодействие людей уже не столько с музыкальными институтами, медиа или системами фильтрации, сколько с художественной реальностью музыки как таковой.

Дата: 23 ноября 2013



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами