ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

В общем —все развивается

И только главные вопросы — все те же, на тех же местах. Разве что звучать некоторые из них начинают громче, порой напоминая уже настоящий крик о помощи. Как например, тот, что актуален сегодня для музыкального мира, равно как для всей цивилизованной вселенной за его пределами, —«Как пережить изобилие?». Он по-прежнему похож на перевертыш, вызывающий и противоречивый — слишком жива еще память о традиционном, естественном для всей природной и не так давно человеческой среды вопрошании: «Как пережить голод?», «Как пережить дефицит ресурса?», «Как пережить нужду?». Отнюдь не везде это вопрошание утихло до сих пор, но все большее число людей втягивается теперь в совсем другую драму. Вместо нужды — неуемное потребление и следующий за ним экологический коллапс. Вместо информационного голода — информационное отравление. Вместо культурной жажды —захлестывание ни на секунду не останавливающимся потоком впечатлений. Вместо борьбы с недоеданием — борьба с ожирением, не только буквальным, но и повсюду, во всем. Не недостача, а избыток — вот болевая точка эпохи, цифровая музыкальная культура в этом смысле — лишь ее часть.

Впрочем, для самих музыкантов пока что есть как раз и дефицит, и нужда. Будущее экономики дара, купли и продажи, запретов и свободы, равнодушия и ответственности — проблема, острота которой сегодня не стала меньше. Хор голосов, доказывающих — на собственном, что важно, примере —состоятельность новых практик, звучит все іуще, все мощней. Вот только почти не уступает ему в силе антифонная партия: «не перечисляют наши люди деньги в признательность за музыку. Ни каждый 10-й, ни 100-й, ни 1000-й. В сумме деньги, полученные нами со всех кошельков, отбили 2,5 процента вложенных в альбом средств. Это при тысячах только официальных скачиванию. Сторонники каждой позиции вполне искренни, но в конечном итоге разговор здесь в общем-то не о музыке и даже не об экономике. Выбор между верой в щедрость, осознанность, благонамеренность свободной в своих решениях публики и убежденностью в необходимости жестких рамок оплаты, ограничения и контроля совершается вовсе не на уровне фактов — их можно подобрать так, а можно иначе. Он коренится в самом мировоззрении, представлении о природе, изначальной сущности человека. Как резонно замечал Льюис Хайд, та или иная точка зрения зависит здесь не столько от объективных аргументов, сколько от самого характера ее принимающего — «один характер предполагает, что в основе общественной жизни лежит добрая воля; другой полагает на месте доброй воли эгоизм». Один лелеет надежду, что «сотрудничество и взаимопомощь являются скорее естественным состоянием человека, не испорченного правительством и законами». Другой же, напротив, находится во власти того, что Хайд называл дурной верой, исходом которой становится «стремление к контролю, к закону и полиции, [поскольку] охваченный такой верой подозревает, что дар не вернется к нему, что ничто не будет работать как следует, что скудость мира так велика, что он с жадностью пожрет любой ниспосланный в него дар».

Дата: 10 ноября 2013



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами