ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

В интернет-пространстве

В сущности, складывающаяся в интернет-пространстве экономика дара, о которой так много говорится в последнее время как об основе едва ли не всей экономической системы будущего, вовсе не является таким уж свежим изобретением. Само это понятие впервые было введено французским антропологом Марселем Моссом — исследователем отнюдь не происходящих в интернете процессов. В своем «Очерке о даре» 1925 года Мосс рассказывал о принятых в различных экзотических культурах социальных практиках, основанных на ритуальном обмене дарами56. Экономика дара, отличная и от товарообменных, и от денежных отношений, ведет свое начало от архаических обществ, однако цифровая эпоха дала новые основания для того, чтобы вспомнить о ней. Тот факт, что Сеть сделала производство и распространение многих товаров и услуг практически незатратным, а зачастую и слабо контролируемым, спровоцировал формирование так называемой freeconomics — экономики, основанной на бесплатном предоставлении благ потребителям и получении прибыли новыми, нетрадиционными способами. Способов этих достаточно много — в общих чертах описаны они, например, в работе Криса Андерсона «Бесплатно: будущее радикальной цены». Обмен дарами — лишь один из них, но именно на нем базируются практики, постепенно утверждающиеся в современной музыкальной культуре: музыкант не продает свои работы, а дарит их публике, формально никого ни к чему не обязывая, но рассчитывая, в свою очередь, на ответный дар.

Рассмотрение формирующихся сегодня в музыкальном мире социальных механизмов как одного из подвидов «фрикономики» между тем сильно упрощает картину, провоцируя увидеть в даре музыканта лишь своего рода бизнес-уловку, рекламный трюк. Гораздо глубже и точнее, чем современные экономисты, основания процессов в музыкальной жизни цифровой эпохи описал американский поэт и исследователь Льюис Хайд, в 1983 году—еще до цифровой революции — построивший свою теорию экономики дара, с акцентом вовсе не на финансовый аспект. В свой книге «Дар. Как творческий дух преображает мир» Хайд излагает концепцию, которую в самых общих чертах можно описать, прибегнув к сопоставлению опыта искусства с опытом Церкви.

Дата: 19 января 2014



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами