ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

В фильтрах

Еще недавно в фильтрах видели необходимый спасательный круг в бушующем море информации —а теперь обвиняют их в манипулятивности, цензуре, превращении пользователя в потребителя, не способного размышлять и критически оценивать полученные данные. На страницах интернет-ресурсов, на которых прежде шли увлеченные споры о преимуществах и недостатках разных навигационных алгоритмов, все чаще мелькают тексты с заголовками, отражающими наметившуюся перемену лучше любых общих слов: «10 шагов, чтоб избежать персонализации», «Как вырваться из плена своих интересов»...

То, что обещало уникальную самореализацию, свободу выбора собственного пути, судя по всему, и вправду стало казаться пленом, одиночным заточением. Радость сбрасывания оков общественного давления сменилась тревогой, неопределенностью, невозможностью найти точку опоры в мире без готовых рецептов, без всякого надежного, проверенного «как все», которое можно спокойно принять — или гневно отвергнуть. Под ударом оказалось здесь уже не только социальное, но и что-то гораздо более личное — ощущение человеком «своего места», само смыслообразование.

Впрочем, как раз в этих базовых основах жизни разрыва между социальным и личным, похоже, не было и нет. Напротив — само общество, как это в свое время сформулировал Эрнест Беккер, — «это живой миф о значимости человеческой жизни, дерзкое творение смысла»75. «Все общества, — вторил ему 3. Бауман, — представляют собой фабрики смыслов. Более того, на деле они служат питомниками для жизни, исполненной смысла. Роль таких питомников незаменима». Общество, подчеркивал Бауман, это не просто слово для обозначения коллективного принятия ценностей, но и то, что делает принятое величественным — уже хотя бы потому, что само по себе оно —есть форма преодоления смерти, то, что существовало до рождения конкретного человека и сохранится после того, как его не станет. Найти себя внутри конвенционального, всеобщего — значит, избавиться от ощущения абсурдности, порожденного конечностью жизни. В индивидуализированном же мире, мире без конвенции, актуальны исключительно частные смыслы. Преодолеть абсурд в нем можно — но лишь вступив с ним в битву один на один. В такой битве, несомненно, есть что-то особенно притягательное, высокое и героическое. Проблема только в том, что отнюдь не каждому она по плечу. Сам Бауман так и вовсе считал, что выйти из нее победителем способны разве что редкие счастливцы, в то время как большинство людей остается наедине с задачей, решить которую самостоятельно они просто не в состоянии.

Дата: 26 ноября 2013



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами