ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

В цифровом мире

В сущности, как раз судьба этой веры — одна из основных болевых точек современной музыкальной культуры, ведь ровно сегодня, в условиях, казалось бы, беспрецедентных информационных возможностей, в наилучшей ситуации для мифотворчества, формирование ореола — и музыки в целом, и любого музыкального явления в частности — становится проблематичным как никогда. Цифровая эпоха, похоже, стала эпохой настоящей музыкальной десакрализации.

Оно и неудивительно — что бы там ни было с информационными возможностями, по сути дела, едва ли не все черты нынешнего культурного пространства размывают почву, необходимую для взрастания мифа музыки. Ее размывает доступность: когда интернет предлагает стать обладателем любой, сколь угодно редкой, записи безо всякого труда, не требуя взамен никаких жертв — ни времени, ни сил, ни средств, — возникает масса преимуществ, но срабатывает и извечный принцип: что дешево дается — то дешево ценится. Отсутствие усилий, направленных на то, чтобы заполучить нечто, с легкостью уничтожает трепет перед полученным.

Эту почву размывает и изобилие: когда количество музыки невероятно увеличивается, а новые фильтры работают не слишком надежно, это в конечном итоге означает одно: абсолютное большинство прослушанного не оправдывает надежд, и все чаще от очередной записи человек цифровой эпохи ждет уже не открытия, а разочарования. В общем-то — он уже и не очарован. Музыка как це лое начинает казаться ему горой хлама, в которой разве что чудом можно отыскать настоящую жемчужину. К тому же в условиях музыкального перепроизводства заметно меняется сам статус творца. Ощущение его таинственной уникальности разрушается там, где за внимание каждого слушателя борются сотни тысяч авторов. Музыкант перестает быть небожителем, существом высшего порядка, становясь — и прямое общение в Сети здесь тоже играет свою роль, — по сути, равным публике, обычным «парнем из соседнего двора». Равный может быть более или менее талантлив, но ему уже не припишешь величия, от него сложнее ждать откровений.

В цифровом мире откровений, впрочем, становится сложно ждать от кого бы то ни было, и ключ здесь, похоже, содержится в слове ждать. Само это понятие обесценено скоростью — еще одним фактором, размывающим почву под культурными ореолами. В череде молниеносно сменяющихся впечатлений не остается шанса для создания устойчивого, преданного, пожизненного — как в прежние времена — преклонения перед артистом, для терпеливого и трепетного предвкушения его будущих работ. В несущемся информационном потоке никого не ждут, в нем в полной мере реализуется воспетая Миланом Кундерой формула из учебника по экзистенциальной математике: «Степень скорости прямо пропорциональна интенсивности забвения».

Дата: 17 ноября 2013



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами