ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Уже не на продажу

Точнее, она могла бы так выглядеть — если б не тот факт, что многие сегодняшние, пусть и отнюдь не повсеместные, успехи экономики дара никак не вяжутся с представлением о человеке как о непременно желающем переложить свою ответственность на другого. Не вяжутся с ним и данные исследований, проведенных Элинор Остром — лауреатом Нобелевской премии и одной из тех, кто смог убедительно оспорить концепцию трагедии общего в рядах экономистов. Проанализировав более пяти тысяч случаев использования общественных ресурсов, Остром пришла к выводу, что людские сообщества самых разных времен и народов находят выход из трагедии общего намного чаще, чем принято думать. Те, кто воспринял неизбежность трагического финала как самоочевидный факт, по-видимому, упустили из виду, что человек в своем поведении склонен руководствоваться не только стремлением к максимальной выгоде для себя, но нередко и моральными побуждениями, не укладывающимся в традиционные экономические категории. Добровольно платя за музыку в цифровом пространстве, люди зачастую не столько стремятся добиться своих эгоистических целей («сохранить ресурс», то есть получить возможность услышать следующиеработы музыканта), сколько исходят из ощущения своего поступка как хорошего, правильного, из стремления вознаградить автора, выразить ему свою благодарность, то есть руководствуясь моральным чувством прежде всего.

Это, конечно, не означает, что моральный императив руководит поведением всех слушателей цифровой эпохи без исключения. Огромное количество людей, пользующихся возможностью бесплатного скачивания, вовсе не желают приносить ответный дар —порой просто не задумываясь о его необходимости, а порой превращая свой выбор в открыто декларируемую позицию такого, например, рода: «Разве пишет музыкант для чего-то? Он пишет от чего-то... пишет потому, что просто не может не писать. И недаром известные музыканты не раз высказывались на счет того, что они есть просто проводники других гармоний и энергий в этот мир. Тем самым признавая, что источник творчества может быть вне самого музыканта. Так как же они могут продавать то, что им не принадлежит? То, что им посчастливилось пропустить через себя в этот мир». Подобная логика, казалось бы, абсолютно созвучна идеям Льюиса Хайда, вот только слишком часто она используется в противоречащих базовым принципам дарообмена целях —для того, чтобы оправдать собственное безразличие, обосновать ту разрушительную для культуры цифровой эпохи мысль, что музыкант не заслуживает никакого вознаграждения вовсе...

Дата: 09 января 2014



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами