ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Сочетание хоральности и вальсовости

Сочетание хоральности и вальсовости, строгости и удивительной свободы воплощено и в другом E-dur ном интермеццо — о р. 116 4. Это брамсовский вариант созерцательного Adagio, где полная раскрепощенность медленного движения способствует созданию романтического образа томления и грез, подчас оборачивающихся неожиданной суровостью и твердостью.

Вся композиция вырастает из начальной темы, состоящей из «тристановской» интонации восходящего задержания (она же будет развиваться и в E-dur Hoft пьесе 6) — «вопроса»— и плавно ниспадающего «ответа». В дальнейшей цепи монотема- тических преобразований смысловые акценты меняются: в «вопросе» аккордовый склад выявляет черты хоральности, хроматический ход перестает быть задержанием, новое продолжение звучит с суровой торжественностью, тогда как варианты «ответа» развивают заложенную в нем плавную вальсовость и как бы перенимают томительную интонацию «вопроса».

При этом «вопрос» приобретает на всем протяжении интермеццо значение motto — короткого, мелодически неизменного мотива (ср. с Allegro третьей симфонии). Незыблемости motto, сохраняющего точную (и абсолютную) высоту своего «баритонального» регистра — при ладовом, тональном, гармоническом и фактурном варьировании,— противостоит свободная изменчивость «ответа» и-его вариантов, как бы обвивающих постоянный остов, своего рода cantus firmus. Полифонический прием двупла- новости последовательно проведен через все интермеццо — к этому приводят постоянное противопоставление «вопроса» и «ответа» в разных регистрах, их разнообразные контрапунктические соединения. Однако все эти полифонические «корни цветка» спрятаны под свободно дышащей музыкальной тканью. Скрупулезная логичность тематического развития сочетается с почти фрагментарным обликом интермеццо, а экспрессивная трактовка гармонии, рождаемая нередко именно полифоническими наложениями (нонаккордовые образования, придающие томную вальсо- вость вариантам «ответа»), позволяет объяснить господствующую текучесть позднеромантической тенденцией.

 


Сайт художника: www.geyko

Дата: 26 сентября 2016



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами