ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Сколько рискуют разъесть изнутри

Сегодня, впрочем, нельзя забывать, что новая модель вообще стоит на ногах еще довольно непрочно, и потому ей угрожает масса опасностей —в том числе тех, которые не столько покушаются на нее извне, сколько рискуют разъесть изнутри. Одна из таких разъедающих угроз — периодически возникающие искажения и манипуляции, практики, в которых используется внешняя форма дарообменной идеи и полностью подменяется ее внутренний смысл. Характерным примером здесь может служить хотя бы ранний период ресурса Sellaband, внешне бывшего типичной краудфандин- говой площадкой, но содержавшего в своих правилах один существенный нюанс: поклонники вкладывали средства в работу артиста в обмен не только на музыку, но и на 50% всех прибылей, которые принесет ему эта музыка в последующие 5 лет. Финансовое инвестирование, превращение артиста в ОАО, покупка акции вместо дара — все это напоминает скорее зачатки новой индустрии, чем этику Хайда. Быть может, это более прогрессивная и либеральная индустрия — но собственная ценность музыки в ней точно так же сведена на нет.

Не менее примечательные нюансы порой можно обнаружить и за фасадом PWYW-ресурсов — яркий пример здесь, пожалуй, уже упомянутый отечественный ThankYou.ru. Первое столкновение с ним рискует вызвать настоящую эйфорию: качественный дизайн, удобный интерфейс —не в пример ранним Кругам, и главное — какое-то невероятное количество артистов всех жанров в диапазоне от Дмитрия Хворостовского до Стаса Михайлова, от Игоря Бутмана до Алены Свиридовой, плюс даже некоторое количество западных звезд. И все — призывают публику к прямому контакту, к благодарственным платежам, повсюду — свободное скачивание и пропаганда идей дарообмена. Кажется, что экономика дара в музыкальной культуре уже вполне победила—по крайней мере, в одной отдельно взятой стране. Сомнения между тем закрадываются почти сразу же: зная о том, как нелегко приживается мысль о сетевой свободе в сознании многих поп-артистов, как отчаянно не любитпиратов российская эстрада, а заодно о том, что большинство представленных на сайте знаменитых имен подчинены лейблам и продюсерским центрам, начинаешь подозревать неладное. И в общем-то оказываешься прав: вместо традиционного для PWYW, открытого и внятного обозначения условий: вот артист —вот ваш платеж ему —вот процент сайта, ThankYou.ru долгое время ограничивался упоминанием о в каждом случае индивидуальном и полностью скрытом от публики «контракте с правообладателем», то есть во многих случаях вовсе не с самим музыкантом. Более того —разгоревшийся в какой-то момент медийный скандал продемонстрировал, что некоторые артисты, «раздающие» на ресурсе свою музыку бесплатно и «просящие» слушателей о благодарности и финансовой поддержке, были даже не в курсе того, что совершалось от их лица. Дело дошло до судебных исков — но юридически ThankYou.ru оказался неуязвим: у него действительно есть контракты, и он действительно перечисляет долю от благодарственных платежей публики. Вот только нередко — лейблам и авторским обществам. Что происходит с этой долей дальше, догадаться нетрудно.

Дата: 28 декабря 2013



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами