ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Шестнадцать интермеццо последних лет

Шестнадцать интермеццо последних лет — итог и обобщение образного и жанрово-стилистического содержания брамсовской лирики. В ней можно выделить отдельные ее аспекты: просветленный покой (Es-dur ор. 117) и глубокий трагизм (es-moll ор. 118) скорбная элегичность (h-moll op. 119) и драматическая патетика (a-moll ор. 118), суровая эпичность (cis-moll ор. 117) и светлое воодушевление (C-dur ор. 119), лирическое томление (E-dur ор. 116 4) и тревожное возбуждение (f-moll ор. 118). Иногда более конкретно проступают жанровые опоры: колыбельная (Es-dur ор. 117), баллада (cis-moll ор. 117), девичья песня со славянским колоритом (a-moll ор. 116); на втором плане (в серединах) —вальс (e-moll ор. 119), хорал (A-dur ор. 118). Есть и «прямые» указания на стилистические истоки — это Шуберт в A-dur HOM интермеццо op. 118 (ср. с началом сонаты A-dur ор. 120). Однако главное — в гибком переплетении оттенков, постоянном взаимодействии жанрово-стилистических наклонений, как бы растворенных в едином потоке лирического высказывания.

Так, черты шумановской миниатюры с ее неуловимой сменой душевных движений, остающейся исходным прообразом брамсовского высказывания, выступают подчас в сложном синтезе с ба- ховской прелюдийностью. Таково, например, интермеццо h-moll ор. 119, посланное Брамсом Кларе в знак окончательного примирения после длительной размолвки. Здесь Брамс еще раз возвращается к любимому образу песни «Я утром в саду встречаю». Однако по сравнению с ней в интермеццо усиливается тематичность ткани, яснее проступает мелодико-полифоническая природа гармонии и фактуры, складывающихся из длинных терцовых цепей.

Гибкие и подчас парадоксальные взаимодействия обнаруживаются и в области жанровых связей. Особенно интересно соотношение хоральности и вальсовости. Именно эти жанры, являющиеся своего рода антиподами (возвышенное — бытовое), становятся очень характерными в позднем немецко-австрийском романтизме. Их претворение можно встретить и в симфониях Брукнера, и даже у Вагнера (в «Нюрнбергских мейстерзингерах»), и позднее — у Малера. У Брамса они «сосуществуют», взаимодействуя особенно тесно (см., например, Andante первой симфонии). В интермеццо E-dur ор. 116 6 возникает сочетание торжественной строгости с изяществом менуэта или вальса. Мелодическое движение запрятано внутрь аккордовых вертикалей, крайние разделы сложной трехчастной формы напоминают строфы 380 хорала с замедлениями в конце и трезвучными каденциями с ферматами на слабых долях. Экспрессивное наполнение вертикалей создается сочетанием нисходящих двойных и восходящих задержаний, образующих остродиссонирующие созвучия с большой септимой, уменьшенной октавой и др. Таким же приемом Брамс пользуется в одном из своих «венских вальсов».


Приглашаем на занятия: www.victory-smile

Дата: 26 сентября 2016



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами