ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

С усилием и без: об ореолах, синдроме ван меегерена и музыке усталого водопроводчика

В свое время эксперимент Мурашовой наделал в Сети немало шума — и многие из звучавших в его обсуждениях свидетельств поражают не меньше, чем он сам. Десятки и сотни интернет-пользователей признавались, что уже не могут выйти из цифрового потока. Один комментарий был сильнее другого. Кто-то утверждал, что недостаточно динамична стала для него теперь сама окружающая реальность: «Не знаю, как это происходит у других, но я вообще перестал реагировать на внешний, природный мир. Природа, со всем ее многообразием, на удивление статична. Проходит секунда, и вещи становятся обыденными, теряется “фишка”, интерес. В интернете он вечен». Кто-то обнажал экзистенциальную изнанку побега от тишины, попадая, быть может, в самую точку: «У нас в голове все время должен быть шум, когда он смолкает хотя бы на минуту, становится страшно невыносимо. Я лично даже засыпаю под включенный телевизор. А знаете, почему страшно? Потому что, когда все смолкает, смолкает действительно ВСЕ. Там же вроде бы должен обнаружиться я сам, но оказывается, что меня-то там и НЕТ! Как в старом фильме “Человек-невидимка”. Снимает капюшон, а под ним — пустота».

Похоже, панический страх остаться наедине с собой, утрата способности существовать в тишине —не столько во внешней, сколько во внутренней — и является определяющим последствием жизни в современном медиами- ре для человека. А ведь тишина и потерянное в погоне за цифровыми скоростями неспешно текущее время —необходимые условия любого серьезного осмысления, и не случайно большинство духовных практик — от молитвы до медитации — отталкивается в своей основе именно от тишины, трактуемой ими как опорная точка всякого духовного делания. Как бы неактуально ни звучало это для общества, не один десяток лет впитывавшего в себя развлекательный культурный стандарт, но подобное делание, по существу, представляет собой —или, во всяком случае, должен представлять — и контакт с произведением искусства. Вот почему последствия трансформации восприятия, происходящей под влиянием цифровых технологий, наносят культуре ущерб, возможно, гораздо больший, чем производительности труда или экономической жизни. Сколь бы обнадеживающими ни были многие социальные последствия цифровой революции для музыкального мира, в конечном итоге все более веско звучат сегодня слова Эрика Девиса: «Когда мы пытаемся управлять атакой звуковых байтов, электронной почты, временных разъединений и свалок данных, мы утрачиваем медленные ритмы и тревожащую тишину внутреннего мира. Итак, мы тонем, полагая, что поймали волну.. .»

Дата: 18 ноября 2013



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами