ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Роскошь: философский и исторический контекст

Столетиями люди тянулись к дорогим и престижным вещам, искали способы обогатить свою жизнь и возбудить свои чувства и эмоции при помощи прекрасных товаров. И столетиями роскошь являлась предметом горячих дебатов и споров.

Древние греки рассматривали ее как вопрос политический. Согласно д-ру Кристоферу Берри, ведущему специалисту в этом вопросе, предметы роскоши подвергались осуждению, «ибо поощряли к изнеженности и, таким образом, разрушали добродетель и развращали как гражданина, так и его отчизну». Считалось, что воины, злоупотреблявшие роскошью, утрачивают мужественность и желание сражаться. Стоики проповедовали «естественную жизнь», а греческие власти искали способы государственного контроля над использованием предметов роскоши.

Древние римляне, по мере того как империя протягивала свои щупальца по всему миру, обнаруживали в завоеванных странах все новые источники удовольствия и восторга и доставляли их в метрополию: золото, оливковое масло и мед из Испании, свежие плоды инжира и благоуханное лимонное дерево из Африки, настоянные на травах вина и шерстя ные плащи из Северной Галлии, собак и ванны из Британии. Постепенно понятие роскоши стало все теснее связываться с женщинами и физическими наслаждениями, особенно от еды и напитков. Римляне также были достаточно озабочены влиянием чрезмерных наслаждений на ситуацию в обществе, они даже издавали специальные законы, регулирующие потребление определенных товаров. Один из них, например, запрещал женщинам владеть более чем половиной унции золота. Однако римляне по-прежнему ни в чем себе не отказывали: приобретали колесницы, доспехи, мечи, строили личные термы, особняки, потребляли экзотические блюда и вина, другие предметы роскоши.

В XVII и XVIII веках, когда, с одной стороны, расширилась международная торговля, а с другой — усилились классовые противоречия, многие великие философы и экономисты вновь вернулись к дискуссии о значении роскоши. Джон Локк (английский философ, 1632-1704) писал, что желание представляет собой «тоску рассудка по некоему отсутствующему благу». В этом утверждении можно увидеть прообраз будущей индустрии «создания потребностей», которая пользуется (а иногда и небескорыстно) неосознанным стремлением к благам, материальным и нематериальным, отсутствующим у потребителя, что, впрочем, еще не значит, что он в них действительно нуждается. Дэвид Юм (шотландский философ- экономист, 1711-1776) утверждал, что «роскошь становится пагубной только тогда, когда перестает быть полезной для общества». Это фактически ключевой момент всех дебатов о роскоши. Критики утверждают, что «новая роскошь» представляет собой просто современное проявление потребления и неоправданной расточительности. Однако создатели «новой роскоши» часто видят в своих товарах благо для общества. а потребители нередко воспринимают их как средство существования в социуме, а отнюдь не как слепое потворство своим желаниям. Юму также принадлежит весьма интригующее высказывание о том, что в век роскоши «производство, человек и познание будут связаны в единую неразрывную цепь». Не напоминает ли это наш тезис о том, что нынешняя эпоха «новой роскоши» является результатом редкого совпадения производственных возможностей (производство), возросшей образованности потребителей (познание) и их эмоциональных потребностей (человек)?

Дата: 05 августа 2014



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами