ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Рефлексивная концепция истины

Логический позитивизм стремился поставить самосоотносящиеся высказывания вне закона, объявив их лишенными смысла. Сам по себе он идеально подходит для вселенной, существующей отдельно и независимо от высказываний, относящихся к ней, но совершенно неадекватен миру, в котором действуют мыслящие субъекты.

Всегда, конечно, существовала возможность атаковать позиции логических позитивистов с флангов, конструируя высказывания, о которых нельзя сказать, истинны они или ложны, как, например: «Нынешний король Франции лыс». Но подобные высказывания либо абсурдны, либо искусственны; в любом случае мы вполне можем обходиться без них. Напротив, без рефлексивных высказываний никак нельзя обойтись, если мы хотим глубоко разобраться в природе человеческой деятельности. Они необходимы нам потому, что мы не можем избежать решений, влияющих на нашу судьбу, и не можем принимать такие решения, не опираясь на теории и предсказания, обладающие способностью воздействовать на свой собственный объект. Игнорировать рефлексивные высказывания, которые используют все без исключения, или загонять их в прокрустово ложе категорий истинности и ложности — значит извращать роль мышления в человеческих делах. Возможно, полезно было бы разделять высказывания не только на истинные и ложные, а ввести еще третью категорию, в которую вошли бы рефлексивные высказывания, чья истинность или ложность относительна.

Все ценностные высказывания рефлексивны по своей природе: «Блаженны нищие, ибо их есть царство небесное». Действительно блаженны, поскольку они нечувствительны к бедам, которые их могут постичь. Но, с другой стороны, при такой нечувствительности ничто не побуждает их выбраться из нищеты. В случае же, если окружающие возлагают на нищих вину за их собственные несчастья, последние вряд ли могут рассчитывать на помощь и, соответственно, у них меньше причин считать себя блаженными. Общие высказывания об истории и обществе большей частью столь же рефлексивны: «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей», или: «Общий интерес обеспечивается наилучшим образом, когда каждый заботится о своих собственных интересах». Истинность или ложность таких высказываний не может быть установлена — с этим, пожалуй, не поспоришь, однако считать их бессмысленными было бы заблуждением, очень опасным с исторической точки зрения. В той степени, в какой в них верят, они воздействуют на реальность, к которой относятся.

Дата: 03 апреля 2015



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами