ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Разные роды манипуляций

Даже если отрешиться от разного рода манипуляций, роль ореолов выглядит не особенно однозначно — у самой идеи мифологизации артистов и их творений немало противников, аргументация которых звучит вполне убедительно. Самым ярким среди них в музыкальном мире является, пожалуй, Гленн іульд, бывший, несмотря на собственный ореол самого эксцентричного и блестящего пианиста XX века, ярым борцом с любыми культурными ярлыками. Ситуацию, когда мифология, сложившаяся вокруг автора, школы, периода, играет ключевую роль в восприятии произведения искусства, он называл синдромом ван Меегерена — отсылая тем самым к скандальной истории с живописцем, выдавшим свои работы за неизвестные полотна Вермеера. Картины, воспринимавшиеся как однозначные шедевры до тех пор, пока они связывались с гением голландского классика, и полностью отвергнутые, как только вскрылся обман, являются, по Гульду, ярким символом несостоятельности любых ореолов. «С моей точки зрения, — писал он, — попытки оценить произведение, исходя из той информации, которая о нем существует, отражают одну из самых обманчивых форм эстетического суждения. [Оно] основано на стремлении обосновать свою оценку, опираясь на оценки уже существующие. Как только деспотизм такого метода сталкивается с неопределенностью хронологических свидетельств, как только теряется историческая ниша, предназначенная доя объекта анализа, в тот же момент этот подход оказывается непригодным, а его адепты впадают в истерию. Ярость, с которой были встречены скандальные признания ван Меегерена, его постоянно меняющаяся роль — то героя, то злодея, то знатока, то мошенника, — убедительно демонстрирует степень действительного участия эстетической оценки в этой истории».

Гульд утверждал: в культурном ореоле, естественно или искусственно сформированном, нуждается лишь тот, кто не способен к полноценному восприятию искусства, будучи не в состоянии судить произведение на основании его самого. Ровно поэтому он, всегда признавая, что чем более доступной будет становиться музыка, тем меньшее почтение аудитория будет испытывать к ней, считал такую тенденцию несомненным благом. Как благом было для него и распространение фонового слушания, во второй — порожденной звукозаписью — волне дискуссий о котором он активно участвовал. Современные ему фоновые сочинения Гульд считал концентрированным средоточием всех накопленных достижений музыкальной мысли — несколько облегченным, но оттого не менее убедительным и, главное, — в качестве сопровождения легко принимаемым даже той публикой, которая никогда не стала бы слушать первоисточники. Фоновое восприятие, полагал Гульд, — это уникальный учебный процесс, оно дает возможность самой широкой аудитории без всякого участия сознания впитать в себя огромный массив музыкальных клише, идиом и цитат, научиться понимать их как своего рода язык, что в результате должно не только не помешать, но и, напротив, помочь слушателям вступить в глубокий контакт с произведением, которое окажется по-настоящему незаурядным.

Дата: 16 ноября 2013



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами