ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Психологическая адаптация

Психология управления: психологическая адаптация

Адаптация — это не только приспособление к новому, но и привыкание к старому. Повторяющаяся шутка или анекдот старшего вызывают сначала недоумение, а потом раздражение, недовольство. Примелькавшаяся наглядная агитация, висящие несколько недель лозунг, призыв, стенгазета перестают привлекать внимание, не выполняют своей задачи. Слишком много позволяющие себе молодые люди впоследствии адаптируются друг к другу, теряют взаимный интерес.

Любопытно, что не только осознаваемые раздражители играют немалую роль в жизни человека и в обучении, но и субсенсорные (подпороговые) раздражители тоже значимы. Можно не осознавать раздражитель, но определенное влияние на человека он все же оказывает. Группе квалифицированных шахматистов на 1/10 показали шахматную доску с расставленными фигурами. Ни один из них не успел увидеть, как расположены фигуры. Но когда доску показали несколько раз, один испытуемый воскликнул: «Не помню я, как стоят фигуры, но если белые начинают, они выигрывают».

Это явление можно использовать в производственной практике. Если, скажем, многократно просматривать должностные инструкции сотрудников предприятия, не напрягаясь, не стараясь их усвоить, это приведет к тому, что когда появится необходимость точно запомнить документ, он будет усвоен в несколько раз быстрее, чем обычно.

Если постепенно увеличивать силу субсенсорного раздражителя, наступит момент, когда он вызовет самое слабое ощущение. Эта минимальная сила раздражителя называется нижним абсолютным порогом ощущения. Таким образом, ощущение возникает тогда, когда соответствующий стимул достигнет определенной величины, называемой «пороговой». Верхний абсолютный порог — это такая максимальная сила воздействия раздражителя, при которой еще возникает соответствующее раздражителю ощущение или раздражитель начинает воздействовать на другой анализатор. Так, например, очень сильный шум вызывает боль в ушных раковинах, испытуемый срывает наушники. Величина порогов ощущения определяет чувствительность личности, которая находится в обратном отношении к пороговой величине. Чем выше порог ощущения, тем ниже чувствительность. И наоборот.

Дата: 16 мая 2015



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами