ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Проблема общественных ценностей

Философия эпохи Просвещения возникла не на пустом месте: ее корни уходят в философию античной Греции и — в меньшей степени — христианства, которое в свой черед построено на монотеистической традиции Ветхого Завета. Стоит отметить, что все эти идеи формулируются с использованием универсальных понятий — за исключением Ветхого Завета, в котором к монотеизму примешано множество эпизодов племенной истории. Вместо того, чтобы смириться с авторитетом традиции, философы эпохи Просвещения подвергли ее критическому пересмотру. Традиционные отношения могут быть заменены договорными — отсюда и идея общественного договора. Результаты получились восхитительные: была освобождена творческая энергия человеческого разума. Не удивительно, что этот новый подход был доведен до крайностей! В пору Французской революции традиционная власть была свергнута, а разум признан высшим арбитром. Тут же выяснилось, что в этой роли разум себя не оправдывает — энтузиазм 1789 г. выродился в террор 1793 г. Но основные принципы Просвещения отвергнуты не были, напротив, армии Наполеона разнесли новые идеи по всей Европе. 1

Подобная болезнь поразила и само общество. Философы эпохи Просвещения, и прежде всего Кант, пытались установить универсальные нравственные принципы исходя из неизменных свойств (attributes) разума. Задача, поставленная Кантом, состояла в том, чтобы показать, что разум обеспечивает лучшую основу нравственности, нежели внешняя власть. В современном же обществе, построенном на сделках, возникают сомнения относительно самого существования причин, по которым следует обладать какой бы то ни было нравственностью. Потребность в определенной нравственной дисциплине сохраняется; так как потребность эта остается неудовлетворенной, то и ощущается она сильнее, чем в прошлом. Но принципы и предписания, которые могут обеспечить подобную дисциплину, более не являются самоочевидными. Зачем заботиться об истине, если утверждение не обязательно должно быть верным, чтобы оно могло эффективно воздействовать на реальность? Зачем быть честным, если людское уважение вызывает успех, а вовсе не честность или иные добродетели? И, в то время как общественные ценности и нравственные предписания вызывают сомнения, в ценности денег не сомневается никто. Потому-то деньги и заняли место моральных ценностей. Идеи эпохи Просвещения определяют наше видение мира, благородство заключенных в них надежд продолжает формировать наши идеалы, однако главенствующим мотивом человеческой деятельности стало стяжательство.

Самое время подвергнуть разум, как он интерпретировался философами эпохи Просвещения, такой же критике, какой сами они подвергли внешние авторитеты — и небесные, и земные. Мы прожили в Эре разума последние два столетия — срок, достаточный, чтобы понять, что и возможности разума имеют пределы. Мы готовы к тому, чтобы вступить в Эру подверженности ошибкам. Результат может оказаться не менее впечатляющим, и, наученные прошлым опытом, мы, быть может, сумеем избегнуть некоторых эксцессов, свойственных периодам смены мировоззрения.

Дата: 17 марта 2015



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами