ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Представление о реальности

Восприятие реальности в последние годы меняется с такой скоростью, что можно говорить о подлинной революции. Обратная связь и рефлексивность признаны реалиями нашей жизни. Если рефлексивность еще не утвердилась как общепринятое понятие, то не потому, что противоречит преобладающему способу мышления, — скорее, она сегодня превратилась в нечто настолько очевидное, что даже не заслуживает отдельного упоминания.

Эти революционные сдвиги отчасти застали меня врасплох. Что неудивительно: ведь в том и состоит особенность революций, что наше понимание перестает поспевать за переменами. Если бы мне сейчас пришлось начинать сначала, я, вероятно, не посчитал необходимым делать такой акцент на понятии рефлексивности и на его связи с самосоотнесением. Но я верю, что мой подход способен принести некую пользу. Возможно, люди сегодня готовы принять рефлексивность как нечто само собой разумеющееся, но понимают ли они ее смысл до конца? Вряд ли я единственный, кому нелегко приспособиться к этим радикальным сдвигам. А большинство скорее всего даже не понимает, что наши представления коренным образом трансформировались: молодые — потому, что плохо представляют себе, как люди мыслили пятьдесят лет назад; пожилые — потому, что не смогли перестроить свое мышление и современные реалии просто приводят их в растерянность.

Мы забываем, сколь сильны были позиции логического позитивизма в первой половине XX в.: чтобы поставить рефлексивность вне закона, ему достаточно было объявить, что высказывания, чья истинность или ложность не может быть однозначно установлена, лишены всякого смысла. Об этом стоит вспомнить, чтобы стало понятно, до какой степени неверно мы оценивали тогда границы нашего понимания. Мы знаем, что обречены на ошибки, но не понимаем по-настоящему, в чем причина этого. А она в том, что наши возможности как наблюдателей ограничены фактом нашего участия. Мы с неизбежностью опираемся на некие представления и тем самым воздействуем на их истинность, но не можем обрести такую же уверенность в ней, какая доступна нам в областях, где истинность четко устанавливается на основе фактов. Рассмотрим, к примеру, смерть и умирание. Мы сколько угодно можем изучать эти явления средствами науки, но, когда приходит время нам самим умирать, наука неспособна дать ответ — мы должны выработать его сами.

Дата: 04 апреля 2015



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами