ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Представители логического позитивизма

Они объявили, что высказывание, чья истинность или ложность не может быть установлена исходя из эмпирических фактов или его собственной логики, бессмысленно. Следует помнить, что детерминистическая наука в то время давала объяснения все более широкому кругу явлений, тогда как философия все дальше и дальше уходила от реальности. Логический позитивизм был догмой, ставившей метафизику вне закона и возвеличивавшей научное знание, которое провозглашалось единственной формой подлинного понимания. «Те, кому понятны мои доводы, — писал Людвиг Витгенштейн в конце своего «Логико-философского трактата» (Tractatus Logico-Philosophicus), — должны сознавать, что все сказанное мною в этой книге бессмысленно». Могло показаться, что это конец любых метафизических спекуляций и полная победа основанного на фактах детерминистического научного знания.

Вскоре, однако, ситуация в науке изменилась. Витгенштейн понял, что его суждения были слишком резкими, и занялся анализом обыденной речи. Даже естественные науки постепенно становились менее детерминистическими. Они подошли к границе, за которой наблюдатель и объект наблюдения уже не являются независимыми друг от друга. Появление вначале теории относительности Эйнштейна, а затем принципа неопределенности Гейзенберга позволило ученым преодолеть эту границу. Сравнительно недавно исследователи, взявшие на вооружение эволюционную теорию систем, приступили к изучению сложных физических процессов, течение которых не может быть описано с помощью инвариантных во времени законов. В таких процессах события носят необратимый характер, и даже небольшое возмущение может привести в будущем к существенным изменениям. Такой подход лежит в основе теории хаоса, которая пролила свет на многие сложные явления — например, такие, как погодные, которые в прошлом казались недоступными для научного исследования. Этот новый взгляд в какой-то степени примирил наш разум с идеей вселенной, состояние которой не детерминировано, а зависит от пути ее эволюции, вселенной, процессы в которой уникальны и необратимы. Мало-помалу эта идея проникла в общественные науки, для которых она тем более органична, поскольку имеет прямое отношение к рефлексивным процессам.

Я начал применять понятие рефлексивности к познанию явлений, наблюдаемых в человеческом обществе и в особенности на финансовых рынках, еще в начале 1960-х гг., то есть до того, как родилась эволюционная теория систем. Вводя это понятие, я преследовал цель поставить логический позитивизм с ног на голову. Логический позитивизм отвергал высказывания, содержащие ссылки на самих себя, считая их лишенными смысла. Я же утверждал, что высказывания, чья истинность или ложность не может быть четко определена, не только не бессмысленны, но даже более для нас значимы, чем высказывания, о которых мы можем сказать с определенностью, истинны они или ложны. Эти последние составляют наше знание. Они помогают нам понимать мир, каков он есть. Но высказывания, относящиеся к первому классу, отражая наше по сути несовершенное понимание, помогают нам формировать мир, в котором мы живем.

Дата: 04 апреля 2015



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами