ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Последствия для искусства

Что же до музыкальной жизни России, то на первый взгляд на протяжении почти всего прошлого столетия она развивалась по совершенно иным, противопоставленным «рыночной культуре буржуазных стран» законам. Вот только при более внимательном взгляде прочные основания для такого противопоставления не так уж просто найти. При всей внешней непохожести советских музыкальных институтов на «буржуазную» индустрию, в музыкальной культуре СССР ничуть не в меньшей степени проявила себя вертикаль музыкальной власти, дублирующая в данном случае вертикаль политическую. Любая «независимая» музыка ничуть не в меньшей степени страдала от подчиненности этой вертикали музыкальных СМИ и системы распространения музыки—то есть от информационного и дистрибьюторского барьеров. Любой артист, получавший «билет на вход» в советское культурное пространство, мог точно так же забыть о своих правах и адекватном финансовом распределении: истории об огромных деньгах, получаемых СССР за экспортные гастроли оркестров и балетных трупп при нищенских суточных гастролеров, равно как и о нулевых отчислениях авторам с зарубежных валютных продаж их работ, общеизвестны, но в целом вполне вписываются в представления о социалистической справедливости вообще. Что же до непосредственного вмешательства в творческий процесс и директивного решения судьбы произведений, то оно и вовсе имело в отечественной реальности XX века невиданный на западе масштаб. Так что в целом советская музыкальная жизнь ровно так же находилась во власти иерархии, влияющей на процесс и музыкального производства, и музыкального потребления, — иерархии, фактически спускающей музыкальную культуру сверху вниз.

Некоторые заметные различия между советской и «буржуазной» системами, конечно, существовали, но и они оказались утрачены с падением железного занавеса и началом постсоветской истории. В результате на пороге XXI столетия для отечественной культуры стали характерны почти все те же закономерности и проблемы, что определяли музыкальную жизнь западного мира, хотя и не без своей специфики. Специфика эта чаще всего воспринималась в негативном ключе — ведь она включала в себя и хаотичность в системе музыкальных институтов, и отсутствие четких юридических оснований, и высокий уровень пиратства — незаконного копирования и распространения музыки, и связанную с этим ориентацию не столько на продажу записей, сколько на побочные способы заработков. Еще недавно, впрочем, все эти особенности принято было трактовать лишь как черты переходного периода, начального этапа строительства свободного музыкального рынка, подразумевая, что со временем российское положение приблизится к «цивилизованному» западному, которое на фоне свежих воспоминаний о советской директивности казалось многим почти идеалом.

Между тем в XXI веке, принесшем с собой цифровую революцию, все произошло с точностью до наоборот: российская музыкальная культура не приблизилась к «цивилизованным» образцам ни на шаг, зато мировая «цивилизованная» культура всего за несколько лет приобрела все черты, характерные для отечественной ситуации, — и даже возвела их в степень.

Дата: 27 февраля 2014



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами