ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Открытое общество и его враги

В терминах рефлексивности я начал мыслить почти пятьдесят лет назад. Небезынтересно, как я пришел к этому. Важную роль тут сыграли сноски в книге Карла Поппера «Открытое общество и его враги». Они касались проблемы самосоотнесения (self-reference). Будучи свойством высказываний, самосоотнесение имеет лишь отдаленное отношение к рефлексивности, так как целиком принадлежит области мышления. Рефлексивность же связывает мышление с реальностью и принадлежит, таким образом, обеим областям. Однако эти два понятия имеют нечто общее — и то, и другое предполагает присутствие неопределенности.

То, что высказывание может воздействовать на предмет, к которому оно относится, было впервые показано критянином Эпименидом, придумавшим так называемый парадокс лжеца. Все критяне лжецы, заявил он и тем самым поставил под вопрос истинность собственного высказывания. Коль скоро он сам критянин, то, если произнесенное им правда, его высказывание следует считать ложным; наоборот, если это высказывание истинно, то смысл, который в нем заключается, может быть только ложным.

Парадокс лжеца долгое время считался всего-навсего интеллектуальным курьезом и, поскольку он вносил ненужные осложнения в процедуру поиска истины, должного внимания ему не оказывали. Истинность высказывания определялась на основе его соответствия фактам внешнего мира. Так называемая теория соответствия к началу XX в. стала общепринятой. В то время изучение фактов давало впечатляющие результаты, и восхищение достижениями науки было всеобщим.

Вдохновленный успехами науки, за парадокс лжеца взялся Бертран Рассел. Он попытался решить проблему, можно сказать, «в лоб». Решение, им предложенное, сводилось к разграничению двух классов высказываний. В один он включил высказывания, содержащие отнесение к самому себе, в другой — все остальные. Только высказывания, принадлежащие ко второму классу, могут считаться правильно сформулированными в том смысле, что их истинность или ложность определяется однозначно. Истинность или ложность высказываний, отсылающих к самим себе, установить невозможно.

Дата: 04 апреля 2015



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами