ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Новый этам бизнеса

В конце XIX века начали замечать, что производство способно не только служить обществу, но и захватить над ним власть. Макс Вебер (немецкий социолог-экономист, 1864-1920), в работе «Протестантская этика и дух капитализма» описывал непростые взаимоотношения производства и потребления в американском обществе и утверждал, что «кальвинистская диаспора явилась тем полем, на котором взошла капиталистическая экономика». Он, разумеется, имел в виду последователей Жана Кальвина (французский теолог, 1509-1564), который верил в «избрание по благодати», то есть в то, что Господь предопределил вечную жизнь одним людям и вечную гибель — другим. У человека нет возможности повлиять на волю Божию чем-то, что он совершит или не совершит в течение земной жизни. Более того, по поведению людей невозможно узнать, кто избран, а кто — нет. Но даже с учетом этого кальвинисты, хотя и начали ценить труд, потребление рассматривали как грех, оно заставляло их чувствовать себя виноватыми.

Многим американцам до сих пор не удалось справиться с чувством вины, связанным с потреблением. Мы верим, что рабога и производство приносят благо обществу. Однако мы до сих пор не решили, что такое потребление, особенно потребление роскошных товаров, выходящих за пределы «необходимого для жизни», — признак статуса и влияния или отражение нашей слабости в борьбе с эгоистическими желаниями.

Торстейн Веблен (американский экономист и социолог, 1857-1929) в работе «Теория праздного класса» (1899) отметил, что дебаты приобрели особую остроту и что товары не являются уже только предметом производства и потребления, но превратились в язык социального диалога. Веблен пишет, что «финансовое влияние» представляет собой «основу, на которой базируется хорошая репутация в любом из высокоорганизованных индустриальных обществ» и что «средствами демонстрации финансового влияния являются праздность и расточительное потребление товаров». Ни один класс, по его мнению, не будет отказывать себе в этой «духовной потребности», в реальности «придется пережить немало грязи и неудобств, пока не будут распределены последняя безделушка и последнее притязание на финансовую порядочность». Веблену принадлежит выражение «расточительное потребление», которому была суждена долгая жизнь и которое часто можно услышать по отношению к феномену «притягательности дорогого». Однако потребители «новой роскоши» не только хотят продемонстрировать «финансовое влияние», они ждут от товаров реальных технических и функциональных преимуществ — того, что крайне мало заботило «потребителя» Веблена.

Дата: 04 августа 2014



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами