ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

МУЗЫКА И ИНДУСТРИЯ: история одного отчуждения

Когда именно музыкальный мир со всеми присущими ему законами, нравами, социальными институтами и экономическими механизмами начал принимать ту форму, в которой ему довелось встретить зарю цифровой эпохи, — вопрос, вариантов ответа на который не меньше, чем разномастных исследователей, когда-либо задававшихся им. Кто-то ограничивает горизонт рамками XX столетия, кто-то усматривает истоки привычных музыкальных практик уже в культурной жизни древних цивилизаций, кто-то выбирает один из множества вариантов между —и каждый по-своему прав. Существующие вокруг музыки организационные, финансовые, социальные задачи в известном смысле — ровесники ее самой. Не удивительно, что многие способы их решения, равно как и связанные с этими способами проблемы, — не новы, история на разных этапах предъявляла их не раз и не два.

Между тем тот сложный клубок из фантастических успехов и чудовищных противоречий, в который сплелась музыкальная жизнь на пороге XXI века, по-видимому, начал закручиваться все же во вполне определенный момент. А точнее — в той точке Нового времени, в которой под эгидой борьбы за свободу творца — свободу от прихотей высокопоставленных покровителей, от условий, диктуемых работодателями-магистратами, от ущербности вассального положения — стал формироваться свободный музыкальный рынок.

Если верить Норману Лебрехту — ярчайшему, хотя и скандальному аналитику перипетий музыкальной жизни последних столетий, среди прародителей этого рынка особенно выделяются двое: лейпцигский кантор Иоганн Себастьян Бах, заведший в 1729 году довольно экстравагантную, по меркам современников, привычку исполнять свои светские сочинения на еженедельных вечерах в пригородной кофейне, и Георг Фридрих Гендель, несколькими годами ранее не менее экстравагантно ушедший с поста при ганноверском дворе, переехавший в Лондон и самостоятельно занявшийся постановкой своих опер1. Пойдя на столь смелые шаги, оба эти музыканта, и без того заслужившие видное место в истории, смогли прибавить к своим заслугам еще и социальное новаторство. Однако, как ни парадоксально, по-настоящему судьбоносными для музыкального мира фигурами оказались вовсе не они, а персонажи неприметные, на страницы истории практически не попавшие и, казалось бы, сугубо проходные — хозяин кофейни, собиравший плату за вход и отдававший часть ее Баху; секретарь Генделя, занимавшийся регулированием расходов, связанных с публичными выступлениями. Не то чтобы эти люди имели намерение определять будущее культуры — навряд ли подобное приходило им в голову, но тем не менее это в их лице заявили о себе те, кто впредь стали непременными спутниками музыкантов во всех их начинаниях и шагах, — помощники и посредники.

Дата: 13 марта 2014



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами