ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Мотивы сказки в Енисейской губернии - Тарх Тархович

В этой сказке слиты два сюжета: 1) об исчезающей по ночам девице или жене и 2) о слуге, который помогает добыть невесту. Первый сюжет у Афанасьева озаглавлен «Ночные пляски» (т. I, стр. 223, № 167); в двух вариантах исчезают каждую ночь неведомо куда двенадцать дочерей царя; в третьем, пермском, варианте исчезает только одна дочь; узнает тайну и уличает преступниц дворянин или солдат; девицы уходят в подземное царство к заклятому царю. Второй сюжет у Афанасьева содержится в сказке, названной «Кощей Бессмертный» (т. I, стр. 217, № 93), вариант С. В этом варианте Булат-молодец добывает невесту для Ивана-царевича, Василису Кирбитьевну; в других двух вариантах той же сказки невесту добывает сам Иван-царевич. Помощь в сватовстве является еще также в сказке, озаглавленной у Афанасьева «Безногий и слепой богатыри» (т. I, стр. 339, № 116); в этой сказке невеста добывается в двух вариантах для Ивана-царевича, в третьем для царевича, не названного по имени, в четвертом для грозного царя, помощник в одном варианте Катома-дядька, в другом Никита Калтома, в третьем Иван Голый. Рассказ о том, как Иван-царевич добывает для Тарха Тарховича девицу Плеешну-Помоишну, совершенно соответствует эпизоду о Булате-молодце, добывающем Василису Кирбитьевну для Ивана-царевича. Иван-царевич окаменевает так же, как и Булат-молодец и в тех же условиях. Добывает ли девицу для Ивана-царевича помощник, или он сам ее привозит, во всех случаях у Афанасьева девица добывается для Ивана-царевича и он на ней женится, только в нашем варианте роли переставлены — Иван-царевич добывает девицу для богатыря Тарха Тарховича. Естественнее было бы, если бы и здесь невеста добывалась для Ивана-царевича, а Тарх Тархович играл бы роль помощника в сватовстве; при этой перестановке ролей окаменение отнесется не к Ивану-царевичу, а к Тарху Тарховичу. В преданиях северной Монголии окаменение также связано с увозом женщины; шаман Тархан (он же может быть в других северно-монгольских преданиях под именем Тирхин или Терхе) увозит царскую жену или дочь и превращает в камень (Потанин. Очерки сев.-зап. Монголии, IV.).

Конь, заточенный в подземелье за двенадцатью дверями и стоящий на двенадцати цепях из указанных выше сказок у Афанасьева встречается (в сказке «Кощей Бессмертный», вариант а, и в сказке «Безногий и слепой богатыри», вариант а и к нему подстрочный вариант. В степном ордынском фольклоре представление о коне на цепях связано с Полярной звездой и созвездием Большая Медведица. (Потанин. Танг.-тиб. окраина Китая, II, 333).

Слепой богатырь, которого в нашей сказке находит Иван-царевич, соответствует слепому богатырю из указанной выше сказки Афанасьева, № 116, где также есть возвращение зрения слепому; в варианте а слепому выколола глаза Анна Прекрасная, в варианте в — Елена Прекрасная, т. е. та женщина, которая добывается для Ивана-царевича.

На влияние сказки о Кощее указывает и такая мелочь, встречающаяся в сказке о Тархе Тарховиче, как три кольца на коновязи: медное, серебряное и золотое.

Дата: 27 июня 2016



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами