ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Мы живем в чрезвычайно сложном мире

Чтобы сформировать взгляд на мир, способный послужить основой для принятия решений, мы вынуждены прибегать к упрощениям. Используя обобщения, метафоры, аналогии, сравнения, дихотомии и прочие ментальные конструкции, мы пытаемся привнести во вселенную, которая загадывает нам все новые и новые загадки, некий порядок. Но всякая умственная конструкция до некоторой степени искажает то, что она призвана отражать, и всякое искажение вносит нечто в мир, который мы стараемся понять. Идеям свойственно, родившись, продолжать жить собственной жизнью. Я проиллюстрирую эту мысль примером из практики в главе 5, где обсуждается концепция открытого общества. Чем больше мы мыслим, тем больше появляется объектов, о которых нам приходится мыслить. Связано это с тем, что реальность не является чем-то заданным. Она формируется в процессе мышления участников: чем сложнее мы мыслим, тем сложнее становится реальность. При этом мышление не может встать вровень с реальностью, ибо богатство последней заведомо превосходит то, что мы можем охватить нашим пониманием. Реальность способна удивлять мыслящего участника, а мышление способно творить реальность.

На это положение навела меня теорема Гёделя о неполноте. Гедель доказал, что в математике есть законы, которые не могут быть доказаны математически. Техника, которую он использовал, опирается на так называемую нумерацию Гёделя. Поскольку ряд целых чисел бесконечен, всегда можно добавить новое число ко вселенной, к которой принадлежат эти числа, а именно к совокупности математических законов. Таким образом, Гёдель сумел доказать не только бесконечность числа законов, но и то, что это число превышает возможности нашего познания, поскольку существуют законы о законах о законах и так далее до бесконечности; расширяя наши познания, мы расширяем и то, что еще предстоит познать.

Тот же подход можно применить к ситуации, у которой имеются мыслящие участники. Чтобы ее понять, мы должны построить модель, включающую в себя мнение каждого участника. Эти мнения, в свою очередь, сами представляют собой модели, в которые должны быть включены мнения всех участников. Получается, что мы создаем модели людей, строящих модели, которые включают в себя модели людей, строящих модели, и так далее до бесконечности. Чем больше уровней мы принимаем в расчет, тем больше этих уровней нам приходится учитывать сверх того, и если наши модели в какой-то момент не позволят это сделать, что рано или поздно неизбежно произойдет, они перестанут отражать реальность. Если бы я обладал математическим талантом Гёделя, я доказал бы, опираясь на приведенную схему, что мнения участников не могут соответствовать реальности1.

 

Здесь не место обсуждать во всех подробностях, как мышление может искажать и изменять реальность. Вместо этого введем обобщающий термин «подверженность ошибкам» (fallibility). Существуют проблемы, не имеющие окончательных решений, и попытки найти такие решения могут лишь усугубить эти проблемы. Мыслящий участник, пытающийся обрести знание о собственной смерти или справиться с мыслью о ее неизбежности, сталкивается с неразрешимыми проблемами. Я называю подобные проблемы «проблемами человеческого существования». Однако ими не исчерпывается вся совокупность неразрешимых проблем. Существуют и другие — с ними мы сталкиваемся во многих областях. Разработка системы валютных курсов, борьба с наркоманией, поддержание стабильности финансовых рынков — для всех этих задач проблема неразрешимости более чем актуальна. Какой бы подход к их решению мы ни стали реализовывать, это само по себе неизбежно породит новые проблемы.

Дата: 02 апреля 2015



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами