ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Красивая теория

Теория красивая, но реальность — по крайней мере, пока что — ей соответствует едва ли. Осуществим ли глубокий контакт с произведением без участия сознания — вопрос дискутируемый, но без чего он невозможен уж точно — так это без достаточного упорства в движении этому контакту навстречу. Быть может, в доцифровой реальности это трудно было представить, но теперь это упорство и терпение — вовсе не нечто, разумеющееся само собой. Сегодня оно нуждается в мощной стимуляции, а именно ее и способен обеспечить столь порицаемый Гульдом культурный ореол, ведь он формирует ожидание, создает настрой, рождает условия для вслушивания и слышания — по сути, для того, чтобы оказаться способным уловить дыхание произведения, проникнуть в его тайну.

Собственно, функцию стимулятора терпения ореол выполнял всегда. Вот классический пример того, как это работало на практике: легендарный пражский фотограф первой половины XX века Йозеф Судек рассказывал о своем знакомстве с сочинением, ставшим одним из главных в его жизни,—оперой «Енуфа» Л. Яначека —так: «<...> сначала я никак не мог понять — оркестр только настраивается или уже играет, но я продолжал повторять себе: “Постой, если его считают таким великим, может просто ты — глупый. В этом должно что-то быть!” И я шел слушать “Енуфу” снова и снова. А потом — на пятый раз подряд, в середине второго акта будто приподнялся занавес, и музыкальный хаос исчез. Внезапно я начал слышать все эти мелодические линии и был потрясен: “Так вот оно — величие!” Я оказался полностью поглощен Яначеком».

Дата: 16 ноября 2013



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами