ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Карл Поппер

Карл Поппер был противником определений, так сказать, слева направо: «Открытое общество — это...», и далее следует дефиниция. Он предпочитал идти справа налево — опишите нечто, а уж потом наклейте на него ярлык. В итоге его сочинения оказались переполненными «измами». И все же я старался следовать рекомендации Поппера. Выстраивая сеть наших фондов, мы никогда не стремились дать четкое определение открытого общества. Если бы мы пошли по этому пути, вся структура получилась бы косной, между тем как мы хотели сделать ее гибкой. С другой стороны, если я хочу, чтобы идея открытого общества получила широкое признание, я обязан объяснить, что оно собой представляет. Я должен показать, каким образом осознание нашей подверженности ошибкам приводит к принципам открытого общества.

Как мне уже пришлось с прискорбием признать, это оказалось нелегкой задачей. Любому философскому аргументу свойственно порождать бесконечные новые вопросы. Если я попробую начать с чистого листа, я запутаюсь в паутине, которую сам же и сплету. Я говорю это на основании собственного опыта: такое со мной уже случалось. Когда-то я потратил три года, пытаясь выработать собственную философию, и в итоге пришел к тому, с чего начал.

По счастью, мне не было нужды начинать с нуля. Философы эпохи Просвещения, и прежде всего Кант, уже попытались вывести универсальные императивы из велений разума. Их успех (пусть и не полный) подтверждает постулат о подверженности ошибкам, лежащий в основе моей аргументации.

Эпоха Просвещения осуществила колоссальный шаг вперед от преобладавших до нее нравственных и политических принципов. Ранее нравственный и политический авторитеты выводились из внешних источников — как небесных, так и земных. Предоставление разуму возможности решать, что истинно, а что ложно, что правильно, а что неправильно, было революционным новшеством. Оно стало той вехой, за которой началось новое время. Сознаем мы это или нет, но эпоха Просвещения заложила основы наших политических и экономических взглядов — а в сущности, всего нашего восприятия мира. Философов этой эпохи теперь уже не читают — я и сам нахожу их чтение затруднительным, — однако их идеи составили фундамент нашего способа мышления. Верховенство разума, идея общественного договора как основы общества и государства, приоритет науки, всеобщее человеческое братство — вот некоторые из их основных тем. Политические, общественные и нравственные ценности эпохи Просвещения замечательно изложены в Декларации независимости, документе, который во всем мире служит людям источником вдохновения.

Дата: 17 марта 2015



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами