ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Исторические процессы

Обратная связь не всегда дает начало историческому процессу. Можно только говорить, что потенциально это так. Во многих случаях, даже когда работает обратная связь, результат не отличается от ожидаемого или же это отличие не вызывает изменений в ожиданиях участников. Но, разумеется, более интересны те случаи, когда запускается динамический процесс.

Ключ к пониманию этой динамики дает учет субъективных представлений (bias)*, которые участники неизбежно привносят в свои решения. Мы уже видели, что они неспособны исключить из решений субъективный элемент. В свою очередь, несовпадение результата и ожиданий часто воздействует на субъективные представления участников. Описанная обратная связь может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная усиливает первоначальные субъективные представления, что обеспечивает дальнейшее действие механизма обратной связи. Однако этот процесс рано или поздно должен прекратиться, ведь в конце концов субъективные представления достигнут предела, когда реальность очевидным образом окажется неспособной им отвечать.

Участники, конечно, различаются по характеру своих субъективных представлений, но во многих случаях — в частности, когда речь идет о финансовых рынках — можно говорить о «доминирующих» субъективных представлениях. Первоначально результат способен усиливать доминирующие субъективные представления, но по мере того, как они приобретают все более гипертрофированный характер, может наступить момент, когда их влияние на ход событий окажется недостаточным для того, чтобы результат подкреплял ожидания. Несоответствие между результатами и ожиданиями растет, ичем дальше, тем труднее становится поддерживать доминирующие субъективные представления. Когда участники начинают ставить под вопрос обоснованность своих субъективных представлений или отказываться от них, процесс, обусловленный обратной связью, может пойти в противоположном направлении. Чем сильнее доминирующее представление зависит от этого кумулятивного (self-validating) процесса и чем больше разрыв между результатами и ожиданиями, тем выше вероятность такой перемены направления. Я приведу ряд примеров влияния рефлексивности на финансовые рынки в главе 3.

Дата: 05 апреля 2015



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами