ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Индустрия против альтернативных сил: барьеры, привратники и моральная контркультура

Какие бы процессы ни происходили, однако, внутри индустрии и сколь бы существенную роль ни играли они в культуре, представление о том, что исключительно ими определялась музыкальная жизнь

XX века, было бы слишком утрированным. В действительности альтернатива системе, выстроенной корпорациями, в том или ином виде существовала всегда. Во многом это было связано уже с тем, что все успехи последних столетий в построении музыкального рынка так и не смогли до конца вытеснить традиционную форму экономической жизни искусства — патронаж. Великосветские дворы и вельможи остались в прошлом, но на их место пришли государства и крупные меценаты от бизнеса— и именно благодаря их поддержке многие музыканты получили возможность в меньшей мере ориентироваться на устанавливаемые компаниями-гигантами законы.

Ни универсальной, ни идеальной альтернативой рынку патронаж между тем стать не мог: зачастую решая для патронов главным образом имиджевые задачи, он редко выходил за рамки академических жанров и уже состоявшихся в них столпов и к тому же по-прежнему нес с собой всю ту массу проблем, которая когда-то заставила артистов бежать от него. Конечно, частные меценаты XX века не были точной копией своих предшественников, прямое вмешательство в творческий процесс стало практиковаться среди них гораздо реже и в целом считаться дурным тоном — зато в хороший или, во всяком случае, привычный тон превратилось требование явного или завуалированного участия музыкантов в продвижении нужных товаров, услуг, образов, идей. Что же до государств, то в отношениях с артистами они и вовсе переняли нравы дворов в полной мере, требуя в ответ на финансирование не только преданности власти, но и соответствия определенным вкусам и стандартам — показательным примером здесь может служить хотя бы ситуация с государственной поддержкой искусства в СССР. Советская модель — случай, пожалуй, крайний, рамки, задаваемые другими госсистемами, могли быть куда как либеральней, но все же они оставались рамками, к тому же существующими в ситуации «аппарата», бюрократической машины, довольно разрушительной доя творчества самой по себе. Внутренние механизмы этой разрушительности хорошо описаны, например, в работах Б. Фрея, повествующих о том, как госполитика подрывает саму внутреннюю мотивацию художника, а «денежная помощь в обмен на ожидаемый результат и бюрократизированное обращение с получателями пагубны доя креативности». Фрей хорошо вьгсвечивает и другие типичные проблемьг государственного финансирования: необходимость соответствовать личным предпочтениям чиновников, крайне неровное распределение дотаций, львиная доля которых чаще всего уходит в пользу нескольких крупнейших официозных культурных организаций и прочие в том же духе.

Дата: 03 марта 2014



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами