ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Индивидуализация как поиск целостности

Как раз очередной этап вычисления этих формул и развернулся в цифровом пространстве с его вертикалями и горизонталями, угрожающим информационным хаосом и ограничивающими системами фильтрации, разнообразием самоопределения и страхом перед одиночеством и атомизацией. Это поиск способа сделать культуру полифоничной, сохранив гармонию и избежав какофонии, достичь индивидуальной свободы, не впадая в массовое отчуждение, которое стало бы угрозой для всех. Это попытка поймать баланс — ведь если снова дать слово цифровому поколению, становится ясно, что оно в него основательно верит. «Никогда еще, — настаивают типичные идеологи этого поколения Кьелл Норд стрем и Йонас Риддерстралл е, — у нас не было таких огромных возможностей для самореализации. Мы все можем стать неповторимыми, как отпечатки наших пальцев, и такими своеобразными, какими должны были быть с самого начала. Ученые мужи считают, что мы вступаем в общество типа “мне, мне, мне”, эгоистичное и эгоцентричное. Но индивидуализм не обязательно связан с эгоизмом — скорее речь идет о самореализации и целостности каждой личности».

Целостность личности, не нарушающая целостности общества. Возможно ли это, и если да — то каким путем? На самом деле вопрос этот отнюдь не нов, и ответ на него, в общем-то, давно найден—не социологами, так психологами, прекрасно знающими, что конфликт между индивидуализацией и социальностью — неизбежный этап в становлении не столько любой общественной системы, сколько самой человеческой идентичности. Еще Эрих Фромм прекрасно описал динамику благополучного прохождения этого этапа: сначала прогрессирующее отделение, утрата первичной идентичности с другими, выпадение из мира, затем — осознание и принятие своей самобытности, а после — принципиально иная близость: активная солидарность, снова соединяющая человека с миром, но не первичными узами, а как свободного и независимого индивида83. Такой идеальный вариант реализуется, конечно, вовсе не с каждым — на практике люди то и дело застревают то на одной, то на другой ступени восхождения. Застрять, по-видимому, моїуг и общества. Вот только многие факты, как ни крути, свидетельствуют о том, что у цифровой эпохи с фроммовской динамикой как раз все в порядке.

Дата: 24 ноября 2013



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами