ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Хит-парада Lastfm

Подобный подход к пониманию музыки вовсе не нечто исключительное — в сущности, он оставался актуальным вплоть до конца 1990-х. Вот, к примеру, еще одно свидетельство, принадлежащее на этот раз бывшему музыкальному критику: «<...>совершенно не важно, что в итоге оказывалось у тебя на кассете или на диске, но ты с этим мог какое- то время пожить. Послушать раз, переслушать, покрутить в голове, как-то это все развинтить и заново внутри самого себя собрать». «Сейчас, — добавляет он, — у нормального среднестатистического меломана, который скачивает по три новых альбома в день, времени на эту кристаллизацию смысла не остается». В этом добавлении все и дело — историю с Йозефом Судеком действительно невозможно представить в исполнении человека цифровой эпохи — если скачанное произведение не «цепляет» его сразу же, он просто забывает о нем. Модель «если это считается таким великим, может просто я чего-то не понял» для него совершенно противоестественна — слишком много других претендентов на его время вокруг, слишком мало данных для создания ореолов, слишком мало мотивации для усилия. Там же, где нет усилия, прикоснуться к музыке становится все сложней.

Люди со всей очевидностью тоскуют по величию. Или, по крайней мере, по внешним свидетельствам такого величия — ореолам. Одно здесь, впрочем, тесно связано с другим —ведь, что бы там ни говорил Гульд, судить о музыке на основании лишь ее самой мы можем едва ли. Все мы больны синдромом ван Меегерена в той или иной мере. Убедительным подтверждением диагноза может служить хотя бы феномен, который за последние годы поставил в тупик не одного аналитика: первую десятку, казалось бы, максимально прогрессивного хит-парада Lastfm, автоматически собирающего данные о том, что в цифровом пространстве слушают больше и чаще всего, стабильно населяют крайне несовременные персонажи — Pink Floyd, Queen, Nirvana, The Beatles — последние и вовсе редко опускаются в нем ниже третьего-четвер- того места. При всей своей вроде бы неуместности в XXI веке, в мире длинного хвоста, эти имена все еще актуальны — как раз потому, что в культуре по-прежнему живет их миф, а где миф, там и притягательность, и ощущение значимости, и готовность возвращаться снова и снова. Норман Лебрехт как-то остроумно заметил, что в условиях музыкального изобилия публика предпочтет держаться за великих и мертвых,—и в чем-то, похоже, был прав: в отсутствие общего культурного настоящего нам остается по крайней мере общее прошлое. Вот почему длинный хвост давно превзошел великих по объему аудитории, но не по ее любви. Любят по-прежнему только окруженных ореолами — таких, как The Beatles. Или одни из немногих оставшихся «великих живых», привычный № 1 Last.fm-чартов — Radiohead...

Дата: 15 ноября 2013



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами