ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Что является главным жанром в поздней фортепианной лирике

Главным жанром в поздней фортепианной лирике Брамса становится интермеццо. Само это название приобретает глубокий смысл, отражая «ненавязчивость» брамсовской исповеди, шумановскую тенденцию к сокрытию «тайного тона» в глубине произведения (интермеццо в «Венском карнавале»), Брамс тоже «прятал» свои сокровенные высказывания в серединах инструментальных циклов — вспомним обнажение трагического смысла f-moll : ной сонаты в «Riickblick» (подзаголовок этого интермеццо — «взгляд в прошлое»— легко соотнести с элегическим содержанием лирики последних лет), гениальное интермеццо из квартета ор. 25 (см. с. 435), многочисленные Allegretto (соната ор. 38, квартет ор. 67, третья симфония, квинтет op. 111). В поздних же опусах происходит их обособление. Скромные и миниатюрные, иногда эскизные в ор. 76, где они оправдывают свое название «промежуточных» частей между более весомыми каприччио, интермеццо противопоставляются им уже «на равных правах» в ор. 116, концентрируются в ор. 117 и доминируют в ор. 118 и 119, как бы иллюстрируя расширение круга образов и средств брамсовской лирики, ее возрастающую масштабность и обобщающую роль по отношению к пройденному пути. Именно интермеццо определяют суть художественного открытия Брамса в романтической фортепианной литературе. «Интермеццо Брамса» является таким же устойчивым жанрово-стилевым понятием, как «ноктюрн Шопена» или «рапсодия Листа».

Эти пьесы, созданные на закате музыкального романтизма и на закате жизни самого Брамса, вобрали в себя всю историю романтической миниатюры и сохранили при этом удивительную свежесть мелодического дыхания и непостаревшего, хотя и умудренного чувства. И Шуберт, и Мендельсон, и Шопен, и Шуман — все умерли, по существу, молодыми, элегичность их лирических высказываний — это или интуитивное предвидение художника, или ранняя горечь обобщенного гением опыта поколения. В «закатной» элегичности Брамса больше истинного одиночества и примирения, но не усталости. Ее питают крепкие и прочные корни народной песенности, традиций предшественников, бережного сохранения способности к глубине проникновения в тайны человеческого сердца, ощущение общности и жизненной естественности людских радостей и страдания. Богатство этого всеобщего опыта дает лирике Брамса объективность, а индивидуальность своего — ту остроту и внутренний жар, без которых она могла бы быть холодной.


Познавательная информация: balletto

Дата: 27 сентября 2016



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами