ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Эпоха Просвещения

После крушения советской системы идеал открытого общества стал утрачивать свою привлекательность даже для бывших колшунистических стран. Люди там вынуждены были вступить в борьбу за выживание, те же, кого, пока другие набивали карманы, продолжало занимать общее благо, поневоле задавались вопросом: не цепляются ли они за устаревшие ценности? Нередко они отвечали себе на этот вопрос утвердительно. Люди перестали доверять универсальным идеям. Коммунизм тоже был универсальной идеей, и к чему привела попытка ее воплощения?

Мне пришлось подвергнуть концепцию открытого общества всестороннему пересмотру. Мне пришлось признать, что неприязнь к универсальным идеям вполне обоснованна. Такие идеи могут быть очень опасными, особенно когда их доводят до логического конца. Человеку свойственно заблуждаться, а это приводит к тому, что идеи начинают жить собственной жизнью, существенно отрываясь от реальности и тем не менее продолжая воздействовать на нее. Равным образом мы не можем обойтись без универсальных идей. (Стремление к личной выгоде — тоже универсальная идея, пусть даже ее и не признают таковой.) Мир, в котором мы живем, слишком сложен, чтобы в нем можно было найти хоть какой-то смысл, не руководствуясь некоторыми принципами. Эти размышления привели меня к выводу о том, что принцип подверженности ошибкам также является универсальной идеей, и я попытался положить его в основу моей концепции открытого общества.

Здесь я столкнулся с непреодолимыми трудностями. Именно осознание нашей подверженности ошибкам делает общество открытым, однако этого осознания не достаточно, чтобы поддерживать существование такого общества. Необходимо что-то еще — забота о ближнем, некие общие ценности. Эти ценности должны быть увязаны с признанием нашей подверженности ошибкам, но они не могут быть выведены из этого принципа логическим путем. Если бы это было возможно, сама идея подверженности ошибкам оказалась бы под вопросом. А это означает, что открытому обществу как универсальной идее не может быть дано универсального определения; каждому обществу следует выработать собственное определение, которое, однако же, должно содержать в себе некие общие принципы, включая принцип подверженности ошибкам и принцип заботы о ближнем.

Дата: 17 марта 2015



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами