ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Что такое эффект Зейгарник

Что такое эффект Зейгарник

Интересно само по себе такое явление как эффект Зейгарник Б.В. или, как его еще называют, эффект края. Многие люди, даже психологи, считают это абсолютно действенной вещью, которая так же очевидна, как, например, восход солнца или вода из-под крана. Но многие не знают, на ком Блюма Вульфовна проводила свои исследования. Стоит напомнить, что она занималась своей практикой во время Великой Отечественной Войны, когда в госпитали периодически поступали раненные в голову бойцы, что позволило наработать большое количество материала по нарушениям психики в результате органических поражений головного мозга. В результате этого родился целый раздел клинической психологии- патопсихология, занимающаяся, в отличии от нейропсихологии, нарушениями личности в результате различных поражений головного мозга.

Это когда мы видим человека, который не может прочитать что-то, то мы говорим, что у него агнозия в результате травмы, а с точки зрения патопсихологии мы уже, смотря шире, можем говорить о нарушениях поведения человека. Возьмем пример: Школьная учительница начальных классов пережила инсульт и теперь у неё агнозия или асимволия - она не может учить детей читать, так как она даже не может узнать какая буква перед ней а или ы. А если эта учительница не хочет говорить о своем недуге, то продолжит попытки преподавания, и в результате последствия могут быть различными: от нервных срывов до вызовов родителей в школу. Якобы Ваш ребенок не умеет читать и не способен к обучению, хотя глядя в учебник, она сама не сможет прочитать ни слова. Представьте, что вы смотрите в книгу на латинском языке - буквы вам знакомы, но понять вы ничего не можете или как в книжке на фарси, когда вы вообще ничего не понимаете. Это уже и есть нарушения поведения.

Но вернемся к нашему замечательному эффекту края. Зейгарник проводила эти эксперименты на больных в своей клинике, предлагая им различные задания для выполнения. Некоторым испытуемым задания обрывали, не давая их закончить. В итоге получили данные о том, что незаконченные задания запоминаются лучше, а совсем хорошо запоминаются задания, которые были в начале и в конце испытания (они назывались первыми). Следует брать в расчет, то, что была мотивация на выполнение задания, и согласно теории поля Курта Левина (он был научным руководителем Блюмы Вульфовны), мы получаем такой замечательный эффект. А те, кто был не замотивирован или выполнил задание, так и не мог вспомнить, что же он там делал.

Еще эффект незавершенности задания хорошо объясняется теорией гештальт психологии, только там он называется незавершенным гештальтом. Вспомните истории из своей жизни, когда вас обрывали на полуслове или отрывали от важного дела. Именно это и позволяет нам запоминать незаконченные задания.

Дата: 01 мая 2015



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами