ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Бум Интернет-компаний

В недавнем прошлом мы имели возможность наблюдать ярко выраженный цикл подъем-спад в динамике курсов акций Интернет-компаний. Он стартовал практически незаметно, когда несколько компаний, занимающихся электронной торговлей, были преобразованы в открытые (public) корпорации. Услуги, которые они предлагали, имели успех у потребителей, что способствовало росту привлекательности акций этих компаний. И обратно — высокие котировки акций обеспечивали рост популярности услуг. Превалирующая тенденция и превалирующие субъективные представления начали усиливать друг друга, и цикд вступил в стадию ускорения. По мере распространения Интернета число потенциальных инвесторов экспоненциально росло, и предложение акций не поспевало за этим ростом. Спрос на акции подстегивался еще и брокерами, которые могли их приобретать для инвесторов по каналам электронного рынка, в то время как предложение сдерживалось разного рода юридическими ограничениями на продажу акций инсайдерами, купившими их до того, как акции поступили на открытый рынок. Котировки выросли до невиданного уровня, притом что лишь немногие Интернет-компании приносили прибыль. Но инвесторы не обращали на это внимания. В качестве критерия оценки акций они использовали число потребителей услуг или подписчиков соответствующих компаний. Те, осознав, что чем больше у них клиентов, тем на более выгодных условиях они могут привлекать капитал, начали предоставлять услуги со скидками. Целью игры стало привлечение капитала, а не получение прибыли. Подобная деловая стратегия в принципе неустойчива, и не надо быть финансовым гением, чтобы понять: за бумом неизбежно последует спад. Однако самое трудное было предугадать, когда именно он начнется. Бум Интернет-компаний развивался не совсем так, как предсказывают кривые на Рис. 3.1. Момент истины должен был наступить 28 июля 1999 г., когда Wall Street Journal опубликовал статью, в которой перечислялись пороки деловой стратегии Интернет-компаний1. По стечению обстоятельств, выход в свет этой статьи совпал с массовой эмиссией акций и с истечением срока, до которого первые инвесторы компаний (таких, как America Online) не имели права продавать свои акции. Инсайдеры не стали ждать другого момента и вышли с этими акциями на рынок. В результате акции Интернет- компаний упали более чем на 50%. Я был убежден, что пройдена точка перелома и крах неминуем. Однако котировки акций Интернет- компаний вновь выросли, и некоторые даже превысили докризисный уровень. Финансовые институты, чья судьба зависит от сравнительных результатов их деятельности, посчитали необходимым — ввиду приближения конца года — нарастить вложения в эти акции.

Когда акции компании Yahoo! были включены в базу калькуляции индекса Standard and Poor’s (S&P), их котировки за один день возросли на 30%. Приближалось Рождество, и Интернет-компании «распахнули двери» всех магазинов, стремясь увеличить продажи. Эффект богатства, связанный с бумом на фондовом рынке, благоприятствовал успеху рождественской кампании. Скидки, реклама и общий энтузиазм, связанный с перспективами акций Интернет-компаний, привели к тому, что оборот электронной торговли превзошел все ожидания. Поскольку оценка акций делалась на основе темпов роста продаж, бум обрел второе дыхание.

То, что обещало стать периодом заката (6), оказалось периодом успешного испытания. А те, кто, подобно мне, занял короткие позиции против акций Интернет-компаний, были вынуждены покрывать их, неся громадные убытки. Я по-прежнему считал, что спад неизбежно наступит, однако не мог позволить себе следовать своей логике. Как гласит популярная на Уолл-стрит пословица, кто сегодня на коне, завтра будет плестись пешком. Спад, как я и ожидал, наступил в конце первого квартала, однако к тому времени я уже не мог делать на него ставки.

Дата: 25 марта 2015



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами