ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Боимся утратить «большую культуру»?

Но что мы на самом деле понимаем под ней? Пантеон тщательно отобранных героев прошлого? Высокие современные образцы, понятные разве что горстке специалистов? Или, быть может, мир коллективной истерики у красной ковровой дорожки? Говоря, что система ниш ведет к концу великого, смыслообразующего, общезначимого, наконец — гениального, не начинаем ли мы тосковать всего лишь по системе, исправно назначающей на пост «лучших из лучших» своих новых ставленников и избавляющей тем самым благодарную публику от тягостной обязанности выносить собственное суждение? Если так, не стоит ли вспомнить — разве мир красных дорожек стремился пестовать гениев? Разве не индустрии культуры XX века первыми покусились на великое, стремясь вытеснить его массовым? Разве не они подменили выдающееся — посредственным, общечеловеческое — среднестатистическим? Разве это не медиавертикаль принесла на место той самой силы искусства давать человеку то, что он хочет, еще не зная об этом, предсказуемость попа и маркетинговые исследования, ищущие способ поэффективней сыграть на поверхностных желаниях аудитории?

Мы боимся лишиться общезначимого, того, что место массовой культуры, какие бы обвинения ей ни предъявляли, может занять только массовое отчуждение? Но что вообще скрывается за понятием «общезначимого», «общечеловеческого» — того, без чего культура потеряла бы сами свои основания, того, об утрате чего стоило бы сожалеть? Что такое великое, гениальное на самом деле? Это нечто, что апеллирует к глубинам, прячущимся в личности каждого? Или всего лишь набор явлений, избранный на роль универсальных ценностей индустрией ли, узким ли кругом профессионалов, а затем навязанный в этом качестве остальным? Ведь все, что изменила цифровая эра, — это только степень свободы: культурные ценности стало сложно назначить извне, но механизмы, для того чтобы их самостоятельно обрести, на месте по-прежнему. Конечно, и здесь ведется борьба: всеобщая коммуникация, пронизанность сетевого мира сложными социальными связями делают количество таких механизмов даже большим, чем раньше; адресность и стена фильтров их число — напротив — стремятся сократить. Между тем если «общезначимое» соответствует своей этимологии, если это то, что действительно важно для всех, человек цифровой эпохи должен тянуться к нему не меньше, чем любой из его предшественников, и, значит, независимо от других, но вместе с другими в итоге к нему прийти, преодолев все описанные Фроммом этапы. Если великое —это то, что входит в резонанс с духовными основаниями многих и многих, в цифровом мире не должно найтись места лишь массовому шаблону, лишь навязанному и среднестатистическому, в то время как все общечеловеческое останется при этом с нами...

Дата: 23 ноября 2013



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами