ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи

Адрессное искусство

Нишевое —и, как крайняя точка, адресное — искусство едва ли способно стать интегрирующей силой, скорее напротив — оно лишь усугубляет ситуацию, в которой отсутствие общих смыслов перерастает во взаимное отчуждение людей, порождая мир, где «каждый будет говорить на своем языке, производном от его или ее персонализированного гипертекста». Собственно, есть мнение, что фильтрация и адресность со временем сведут на нет и искусство само по себе, что сужение диапазона взглядов, явлений, идей, с которыми сталкивается человек, его отсеченность от неизвестного, неожиданного, противоречащего его представлениям резко сократит количество творческих стимулов. Художник, постоянно варящийся в соку самоподтверждений, не сможет совершить прорыв, стать новатором — в конечном итоге он, очень может бьггь, не сможет совершить вообще ничего. Верно это или нет, но, оправдывая худшие опасения о конце вместе с хитовым и массовым подлинно великого, уже сегодня из самых разных уст все чаще звучат слова о том, что ориентация на нишевость спровоцировала внутри искусства ситуацию, в которой «движение к высшему, гениальному остановилось на определенной отметке и прекратилось», в которой «культура нулит». А ведь именно высшее, гениальное в известном смысле и есть — общечеловеческое...

Действительно ли мы утрачиваем это общечеловеческое или нет — вопрос для нескончаемого спора, однако кое- что универсальное вообще-то прослеживается в развернувшемся сегодня сценарии очень легко. Есть что-то исконное и очень человечное в истории о том, как свобода оборачивается хаосом и в нем рождается заветная мечта о порядке. К порядку стремятся, лучшие умы думают о том, как достичь его, — и вот, как только он почти установлен, он тут же становится синонимом подавления, беспомощности, подчиненности, рождая новую мечту — мечту о свободе. Эти метания, этот замкнутый круг рассказывает не о музыкальной цифровой революции, не о стене индивидуальных фильтров, выросшей на месте массовой индустриальной фильтрации, и не об информационной эпохе — он сообщает нечто о самой природе людей. В нем воплощается архетипическая дилемма: необходимость выбора между свободой и защищенностью — субстанциями, почти исключающими друг друга, но равно необходимыми для счастья человека. «Устойчивое равновесие между свободой и безопасностью, — писал 3. Бауман, — логически противоречиво и нереализуемо на практике, но само по себе оно представляется мощнейшим стимулом для поиска наилучших формул обмена одного на другое».

Дата: 25 ноября 2013



 
Похожие материалы

Напиши самую интересную сказку
Стань популярным сказочником
Войти
Логин:
Пароль:




 
ГлавнаяСказки наших читателейКонкурсыБиографии сказочниковСтатьи
© 2009 - Энциклопедия великих сказочников мира
связаться с нами